|
|
Один из
крупнейших в истории мировой музыки диско-биг-бэнд,
Salsoul Orchestra создал целый ряд популярнейших и
замечательных композиций в стиле диско.
Отцом-основателем оркестра стал человек-легенда
американской популярной музыки,
дирижер/композитор/аранжировщик/барабанщик и т.д.
Винсент Монтана-младший, который первоначально входил в
состав легендарной филадельфийской группы MFSB. Salsoul
Orchestra под управлением Монтаны создал высочайшие
музыкальные стандарты, стал первым вообще
диско-оркестром и даже изобрел новый стиль в
танцевальной музыке. Влияние оркестра распространялось
даже после его распада в 1981 году, выражаясь в самом
непосредственном влиянии на хаус-музыку 80-ых и
диско-ориентированную электронику 90-ых.
Вернемся,
впрочем к знаменательному 1974-ому году, когда
афро-кубинский композитор Джо Батаан (Joe Bataan)
представил Винсента братьям Кэйр, которым принадлежал
звукозаписывающий лейбл Caytronics, продвигавший в
Нью-Йорке в основном музыку в стиле "латино". Монтана
поведал продюсерам о своей концепции создания большого
оркестра, в звучании которого были бы объединены живые
струнные и духовые инструменты вкупе с
латиноамериканскими ударными и фанковыми мелодиями.
Руководителю группы нужен был оркестр, чьи участники
могли бы воплотить в жизнь эту уникальную концепцию.
Потому поиск талантливых и разнообразных музыкантов был
нелегок: из группы MFSB Монтана призвал на помощь
сессионных музыкантов - гитариста Нормана Хэрриса,
басиста Рона Бэйкера, барабанщика Эрла Янга и
аранжировщика Дона Реналдо. Также были приглашены
сессионные вокалисты: Джоселин Браун из группы Inner
Life, Рон Тайсон из Love Committee, Филип Харт и Карл
Хелм. Разыскивая в магазинчиках латинских кварталов
Нью-Йорка и в Ипанском Гарлеме Филадельфии экзотические
барабаны конгас, бонгас и тимбалес, Монтана нашел
классных барабанщиков - Энди Гонсалеса, Мэнни Окендо,
Петера Чоки Куинтеро и Роя Армандо. В общей сложности, в
составе Salsoul Orchestra обычно насчитывалось до 50
человек.
Одновременно
Монтана пытался дать название новому музыкальному стилю.
Комбинируя слова "сальса" (популярный латиноамериканский
танец с характерным ритмом) и "соул" (наиболее
"продвинутый" в Америке начала семидесятых годов
музыкальный стиль), Монтана придумал новое слово -
"салсоул", которое великолепно отражало происхождение
звука и смешение музыкальных корней, религий и
национальностей в составе оркестра. Братья Кэйр были
потрясены энергией и напором композитора, и немедля
заключили с ним контракт на запись трех композиций.
Музыка продюсерам понравилась до такой степени, что ими
был профинансирован не только дебютный альбом оркестра,
но и даже создан новый звукозаписывающий лейбл -
названный в честь группы: Salsoul Records.
Первый альбом
группы, выпущенный на рынок в 1975 году явил миру
блестящий и ритмичный стиль Salsoul Orchestra. Этот
стиль искусно воплощается оркестром Салсоул уже в первой
композиции их дебютного альбома - "Salsoul Hustle"
(ведущие позиции в танцевальных чартах конца 75 года),
которая выстроена на использовании контраста между
мечтательной и аранжированной струнными мелодией и
серией фанковых инструментальных междуметий,
приправленных всполохами конгас. Среди других
примечательных композиций в этом же стиле - "You're Just
The Right Size", где "сладкие" оркестрованные проигрыши
ненавязчиво перемежаются с женским хором, сексуально
напевающим заглавную фразу (You're just the right size -
Твой размер - то, что надо…) поверх ритма, задаваемого
синтезатором; "Salsoul Rainbow" же плавно скользит по
ритмической колее, задаваемой все теми же ударными
конгас и "квакающими" гитарными рифами… С другой
стороны, в своем первом альбоме Salsoul Orchestra все же
иногда позволяет себе немного отодвинуть в сторону
"безукоризненность" стиля и отдается во власть своих
черных, ритм-энд-блюзовых корней - и в результате
получается окрашенный в тона диско easy-listening
"Tangerine" (возглавивший Топ-20 в начале 1976 года) и
меланхолично-джазовая композиция "Love Letters". Лучшие
композиции альбома, безусловно, остаются весьма
фанковыми по духу, и все же, тут присутствует одна
проблема: иногда Salsoul Orchestra несколько повторяется
- к примеру, упоминавшийся уже "Salsoul Hustle" и другая
композиция, "Tale Of Three Cities" аранжированы
абсолютно одинаково, что заключается в контрасте между
ведущей партией струнных инструментов и фанковыми
импульсами из ритм-секции.
Следующий
альбом оркестра, "Nice'n'Naasty", появившийся на рынке в
1976 году, также стал достаточно удачным. Здесь Салсоул
соединил свое фирменное соул-звучание с набирающим
популярность диско-ритмом. Таким образом, общее
настроение альбома получилось очень приподнятым и
"дисковым". Два главных хита "Nice'n'Naasty" - заглавная
композиция, с ласково-сексуальными напевами и
недвусмысленными намеками, а также классическая
диско-обработка не менее классической мелодии Штрауса
"Так говорил Заратустра" (безусловно, знакомой всем
советским и пост-советским телезрителям - именно она вот
уже на протяжении 30 лет звучит в заставке к программе
"Что? Где? Когда?"). Монтана осмыслил Штраусовское
наследие, дополнил "Заратустру" мистическими писками и
мощной энергетикой африканских барабанов, и в итоге
получился "Salsoul 3001" - настоящий хит американских
дискотек середины семидесятых годов. В следующем альбоме
оркестра, "Christmas Jollies", который вышел в том же
1976 году, уже совершенно ясно определилась "дисковая"
направленность, по которой решил идти оркестр.
Впечатления
несколько улучшились в 1977 году, когда вышел последний
сколько-нибудь успешный коммерчески альбом Salsoul
Orchestra под названием "Magic Journey", два главных
хита с которого - ошеломительная и потрясающая обработка
еще одной классической мелодии, на этот раз
Рахманиновской "Жар-Птицы" ("Magic Bird Of Fire") и
классика диско-жанра, "Runaway" в исполнении диско-дивы
Лолеатты Холлоуэй. Последующие альбомы оркестра -
откровенно слабый "Cuchi-Cuchi" 78-го года, "Up The
Yellow Brick Road" того же года выпуска и последний
альбом 1979 года "Street Sense" уже не имели никакого
успеха у публики - вкусы и предпочтения аудитории
изменились, в почете теперь был электронный хай-энерджи,
а вовсе не старый добрый оркестрованный соул…
После того,
как в 1982 году оркестр распался, Винс Монтана основал
собственный студийный проект Montana и осуществил ряд
совместных проектов с поп-звездами 80-ых годов, а также
с клубными певцами девяностых, такими, как Mondo Grosso
и Nuyorican Soul. Долгое время записи Salsoul Orchestra
были забыты и не переиздавались, однако в середине
девяностых, на волне интереса к музыке семидесятых, на
компакт-дисках были переизданы несколько самых удачных
альбомов группы, а также появилось несколько
"бэстников", самым полным и удачным из которых является
"Anthology" на двух дисках, изданная маленьким
американским лейблом Bethlehem в 1994 году.
|